Музей Высоцкого в Краснодаре и Как я прощалась с Володей  

добро пожаловать.

вход в музей слева

лестница в экспонатный зал

На этой лошадке он скакал

А в это трюмо,может быть, и Марина смотрелась?

фото из жизни Володи

посетительницы музея

идти по этой набережной реки№

пройти мостик

Люся Кирсанова, жена поэта Семёна Кирсанова, стихи которого Володя очень любил...

Это был жаркий июль 1980 года. Я приехала в Москву на всемирную олимпиаду. Приехала спокойно ,без каких-нибудь трудностей, хотя повсюду шли слухи, что в Москву никого не пускают. Погода в Москве была сказочная, очень тепло. Я ,помню ,была одета в бордовую марлёвую кофту и голубой джинсовый сарафанчик. Пик моды. Чувствовала себя неотразимой. Утром 28 июля я ,проснувшись, ощутила, что меня что-то беспокоит. Да, сегодня похороны Володи. Идти или не идти сомнений не было. Внутри сидела какое-то чувство долга, чувство боли и неверия, что Высоцкого больше нет. Ну, что собственно, для меня Высоцкий! Я честно скажу, что даже на его концертах не была ни разу. А ведь он приезжал к нам в университет с концертом. Это было примерно в 62 году. Один мой приятель по курсу пригласил меня на этот концерт, но я как-то безразлично прореагировала, и предпочла другие , как мне казалось, важные дела. Тогда имя Высоцкого только начало появляться среди любителей нестандартной музыки. Его творчество только начинало развиваться и не приобрело значительных глубоких музыкальных и поэтических высот. В общем , я не пошла, понимаете, как я об этом сейчас жалею. А концерт тогда состоялся, и мой сокурсник до сих пор его вспоминает со всеми подробностями и восторгом. Где-то в 69х годах годах прошлого столетия( не побоюсь этого слова), я сидела дома со своими маленькими сыновьями, находясь в декретном отпуске. Было это в моём любимом городке Черноголовка. По радиоприёмнику слушала новости. Комментатор сообщал о приезде в столицу французской актрисы Марины Влади. Мы все хорошо её знали по фильму" Колдунья".А , в настоящий момент она приехала по приглашению театра на Таганке сниматься в одном из спектаклей. Комментатор также рассказал, что Марина познакомилась с Владимиром Высоцким, и они много времени проводят вместе. Но, на его вопрос "Какие отношения у Володи с Мариной"?,Володя сказал, что у них чисто приятельские и творческие отношения и не более того, что он никогда не бросит свою жену и детей ,так как очень их любит и семья для него главное, приблизительно так, но я эти его слава хорошо запомнила, т.к. будучи саркастической девушкой, подумала:"Навряд ли ты устоишь, даже ты ,Высоцкий, со своим глубоким и тоже саркастическим философским мышлением, перед такой зарубежной дивой, которая сможет открыть для тебя другой мир." Для меня Высоцкий был мастером высокого духа, к которому я периодически возвращалась в виде прослушивания его записей. Его слог, язык, темы, музыка и исполнение потрясали своей грандиозностью и философией. Но, конечно, больше всего мне нравились его нежные лирические песни:
Протопи ты мне баньку по белому,...."Дом хрустальный......., "Я поля влюблённым расстелю....."и др.
Посмотрев на часы, я быстренько встала, пришлось одеть Теплую кофточку, т.к. на улице стало прохладнее. Вышла из дому и поехала к театру "На Таганке'' Я уже не совсем точно помню, как я добралась и нашла конец невообразимо длинной цепи людей ,желающих попрощаться с любимым актёром , певцом и поэтом. Эта вереница тянулась почти до самой Ко тельнической набережной. Как я добралась до конца этой очереди отчётливо не помню, но помню то количество милиционеров, которые стояли у всех входах и выходах в метро ,и было такое ощущение, что за тобой следят. В Москве шла всемирная Олимпиада и её тщательно охраняла власть от возможных неприятностей. Встав в конце этой невероятно длинной очереди, я вместе со всеми продвигалась вперёд. Сначала очередь продвигалась довольно быстро, но дойдя до ул. Земляной Вал она практически остановилась. Но никто не собирался уходить, народ стоял в ожидании. Не знаю сколько прошло времени ,но наверняка более часа, как пришли милиционеры принесли железные перекрытия ,поставили их в несколько рядов, чтобы ни одна мышь не смогла проскочить, и сами тоже встали возле этих ограждений. Народу они объяснили, что прощание с Высоцким закончилось, что его уже увезли на кладбище и все могут расходиться. Все продолжали стоять ,и не думая расходиться. Затеялась какая-то перебранка между толпой и милиционерами. Кого-то хотели за оскорбления увезти в отделение, слава богу ,не увезли. По-моему . Со стороны театра через эти ограждения проходила группа артистов, Баталов, ,Смоктуновский. Неёлова ещё кто-то, они смотрели на стоявших людей в недоумении и сказали, что, всё Володю уже увезли, зачем Вы здесь стоите.? Но, упрямый и недоверчивый народ продолжал стоять в ожидании непонятно чего и надеялся, что всё это неправда. Почему так быстро его увезли и не дали всем желающим отдать ему последний поклон .Так прошло в противостоянии часа три, пока всё-таки уже цветы стали уплывать и народ рассеваться. А я всё продолжала стоять. Когда людей почти не осталось, ушли и милиционеры, разобрав и увезя все эти преграды . Проход к театру стал свободный ,и я потихоньку пошла вперёд к метро. Но, подходя к театру ,я увидела огромную толпу людей. Кто –то что-то выкрикивал, декламировал. ,возмущался. ,зачитывал.Сстараясь понять, я подошла ближе к этой толпе. Но понять и расслышать о чём там говорилось, было не возможно. Моё любопытство разгоралось не на шутку, я попыталась проникнуть к центру этого митинга, как вдруг увидела подъехавшие милицейские машины, из них выскочила большая группа милиционеров, стала хватать всех подряд и забрасывать, именно забрасывать людей в эти машины. Одного парня беднягу ,видимо иностранца, судя по одежде, тащили за ноги и за руки к машине, а он высоко вверх вытянул шею, чтобы его фотоаппарат, который весел на ней ,не стукался об асфальт. Я стояла в шоке. Я была Советским человеком, жила в Советской стране и свято верила, что у нас в стране не бывает ни митингов, ни забастовок и, тем более, не хватают людей на улицах и не забрасывают в милицейские машины. Своим глазам я не могла поверить, но когда я увидела целый конный отряд ,и одна лошадь, а может быть конь(привередливый), пританцовывая боком придавливал людей к метро, и, когда я увидела перед своими глазами её откормленный, выхоленный торс и лошадиную морду , не на шутку испугалась. В это время из цепочки солдат , которая образовалась, чтобы отделить таганскую площадь от театра, кто-то крикнул “Кому нужно пройти на другую сторону, пройдите здесь , и цепочка из рук разомкнулась. Мне ,в общем- то ,не нужно было на ту сторону таганской площади, но ,не знаю ,повинуясь какому-то инстинкту ,я проскочила под лошадиной мордой и перебежала на другую сторону Таганки..Перебежав ,я вскочила в первый стоявший автобус, подумав”А куда-нибудь вывезет’? Но, не вывез. Это была его предпоследняя остановка, а конечным пунктом метро Таганское .Где-то автобус завернул и остановился у метро, где продолжалось всё то от чего я убежала. Ну, думаю. “Скорее надо мне ретироваться отсюда ,если вдруг меня кто-то заметил, как я перебегала на ту сторону, т.е. меня специально пропустили, а я опять в этой толпе оказалась..?” Телепартировалась ? Слава богу, двери в метро были открыты ,и я шмыгнула туда на последней скорости, не желая встретиться лицом к лицу с той кобылой. (А ,может быть, конём) По дороге я старалась осмыслить, что произошло ,и, чтобы как-то успокоиться и переварить события, поехала к своей близкой подруге обсудить произошедшее. По дороге я старалась осмыслить, что произошло ,и, чтобы как-то успокоиться и переварить события, поехала к своей близкой подруге обсудить произошедшее. Моя подруга Люся Кирсанова, вдова поэта Семёна Кирсанова, ждала меня приготовив её фирменный “Президентский салат”, необходимым компонентом, которого были : натёртый корень сельдерея и перец “Кари”,а основу составляли креветки, огурчик, яйцо, немного риса и персик. Всё заправлялось майонезом. Моей задачей было привезти шампанское Люся хорошо знала Высоцкого, часто общалась с ним, Сам Высоцкий очень любил стихи Кирсанова, об этом говорил Эдуард Володарский в своих воспоминаниях о Высоцком, а Кирсанов считал, что рифма Высоцкого в какой-то мере переплетается с его рифмообразованием. Почитайте об этом в книге Петра Вегина”Опрокинутый олимп”. Через минут сорок я уже стояла у Люсиной квартиры на Большой Грузинской,,за дверями которой меня поджидал её верный и очень умный пёс Филя. Когда Люся ему говорила, что едет Оля, он всегда садился у двери и терпеливо и настойчиво не уходил, пока я не появлялась. Затем он очень активно принимал участие в нашей беседе, т о подвывая, то покачивая головой,то кряхтя и всегда поворачивал голову к тому ,кто говорил. Люся мне много рассказывала о бомонде, с кем она часто общалась, и много интересного я узнавала из её уст. Она была великолепным рассказчиком, тонким, умеющим понять и выслушать собеседника и умело рассудить и разложить всё по полочкам и поставить точки над “И”. “Нет в мире собеседника лучше тебя”-писал ей Кирсанов в одном из писем, фразы из которых она мне иногда зачитывала. Он очень высоко ценил эти, её качества , и часто прислушивался к её критике и советам. Люся была фантастически красива при этой её стати, осанка, манера преподнести себя была по истине графской и Кирсанов сам удивлялся откуда у неё, выросшей в обычной простой семье эта врождённое качество(, в отличие от Наташи Ростовой )Помните слова Толстого

Hosted by uCoz